Эссе «Мой подход в работе с детьми»
Есть профессия необычная – музыкальный руководитель:
Композитор, поэт, режиссер, костюмер, сценарист, осветитель.
Не пойму я никак, а вы знаете – это должность или призвание?
На мой взгляд, это призвание, для рождения которого была подготовлена благодатная почва: музыка в моей жизни присутствовала постоянно. Хорошо пела мама, играл на баяне отец, братья. Поэтому и учеба в музыкальной школе, а затем и в музыкальном училище - закономерность. И вот я - готовый специалист. С тех пор прошло - страшно подумать! – сорок лет, однако я ни разу в жизни не задумалась о правильности выбора своей профессии: просто не было необходимости. Зато очень сочувствую некоторым своим знакомым, которые называют свою работу каторгой. Для меня моя работа – праздник! И это не метафора, а так оно и есть на самом деле: вся моя работа с детьми состоит из сплошных праздников. Во – первых, так нам диктует календарь, а во-вторых нет занятия более приятного, чем общение с детьми, ибо это самая честная, искренняя, чистая и благородная публика.
Как-то я спросила своих воспитанников: « В школе дети учатся, а что делают дети в детском саду?» Они искренне удивились: «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!» Действительно, играют. Должны играть. В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности.
Но ведь мы, педагоги, твердо знаем, что естественное состояние ребенка – это все-таки игра, а не учеба.
В нашем заорганизованном режиме дня нам просто не хватает времени, чтоб развернуть автономную творческую игру с детьми. Принципы новых ФГОС ДО последовательно выступают за поддержку собственной активности и инициативы ребенка, что очень своевременно.
Но самое интересное в этой ситуации то, что мнения многих педагогов-воспитателей и даже моих коллег – музыкантов разделились: не всем это понравилось, ибо оказалось, что проводить занятия куда проще, чем играть с детьми. В свое время Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудно управляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. Моя профессия тем и хороша, что нам просто приходится много играть с детьми в процессе организации музыкальной деятельности: будь то слушание, пение, элементарное музицирование или обучение основам музыкальной грамоты. Мы играем всегда: играли раньше, играем сейчас и, уверена, будем играть дальше.
Однако для того, чтоб дети умели это делать, пришлось многому научиться самой. Как я благодарна создателям Некоммерческой Автономной Образовательной Организации Центру Творческого Развития «Созвучие» (Иркутск) за организацию встреч со светилами отечественной музыкальной педагогики: А.И.Бурениной, М.И.Родиной. И.М.Каплуновой, Т.Э Тютюнниковой и многими другими! Они щедро делились своим богатейшим опытом, методическими находками, который мы с большим удовольствием используем в своей работе. После таких встреч в моей профессиональной деятельности что-то существенно менялось: так я стала работать по программе «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, использовать в своей работе материалы программ Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование», «Кукляндия» - М.И.Родиной. Надо справедливо отметить, что эти программы очень органично вошли в образовательную программу дошкольного учреждения, т.к. им характерны гибкость, открытость, информативная оснащенность, интегративный подход к организации музыкального воспитания. И что самое отрадное – в центре их внимания находится сам ребенок: его интересы, желания и возможности.
Поэтому и игры детей в самостоятельной музыкальной деятельности становятся более продолжительными и содержательными. Это очень радует меня, потому что нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что невольно улыбаешься, переживая радость и восторг, завидуя им по-хорощему:
…Жизнь – это часто нелегкое бремя,
Светлое детство как праздник мелькнет…
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы как ты и резвиться и петь,
Чтобы, как ты беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
Медленно, со скрипом начинаем отходить от концертно-показательного подхода к музыкальному развитию детей, когда все сводилось только к одному: «Скоро утренник!» А это значит, что надо всех удивить, развлечь как минимум за счет частых репетиций и дополнительной работы с детьми вместо прогулки. Эта модель бытовала много лет, и мы все рады, что картина меняется. Можно много говорить о высоком назначении музыки, и все-таки ее цель – вдумчиво и постепенно развивать, наблюдая и помогая каждому ребенку в его движении к музыке.
С педагогами прийти к общему решению в области музыкального воспитания гораздо проще. Они понимают, что на детском празднике не может быть взрослых зрителей. И вообще зрителей как таковых. Дети и взрослые – воспитатели, родители вместе участвуют и создают сам праздник для детей. Но никак не наоборот! Полноправным «действующим лицом»
на детских праздниках становится музыка, движение, слово и, как результат, – чувство радости, удовольствия, приподнятости.
Родители же пока к этому не готовы. Они никак не могут понять, что надо вносить свой действенный вклад в создание праздничной атмосферы, что требует не материальных, а душевных затрат. Видимо, с положением пресыщенного потребителя зрелищ им расстаться будет нелегко. И лишь немногая часть родителей с удовольствием откликаются, предлагая помощь в проведении утренников и даже участия в празднике. Какими же удачными тогда бывают эти единичные пока праздники, когда удается создать настоящее сообщество детей и взрослых!
Да, у каждого явления на Земле есть своя неповторимая и удивительная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать ребенку развиваться эмоционально, духовно, интеллектуально, научиться понимать окружающий мир невербально, гармонизовать свой внутренний мир, приводить его в состояние равновесия, радости и полета.
Мне музыка помогает в решении еще одной важной задачи: сохранении здоровья детей. Известно, что дети с общим недоразвитием речи при поступлении в школу испытывают большие трудности в общении с взрослыми и сверстниками, овладении чтения и письма, дальнейшей успешной социализацией в обществе. В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР является авторская «Программа речевого и психомоторного развития детей предшкольного возраста с ОНР в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности». Работа с куклами показала насколько дети закомплексованы, эмоционально зажаты. Общение с ними позволяет установить контакт с ребенком, раскрепостить его, дать возможность высказать свои мысли, провоцирует на ведение диалога. Поэтому стараюсь, чтобы куклы всегда находились в распоряжении группы, дабы служить стимулирующим фактором психоэмоциональной коррекции. Опосредуя взаимодействие с куклами, робкие дети осваивают процесс общения со сверстниками, участвуют в показе кукольных спектаклей. После цикла театрализованных занятий ребенок выступает от своего лица, а не от лица куклы, за которую он психологически прятался до этого момента. Накопив достаточный исполнительский опыт, улучшив свои речевые возможности, раскрепостившись эмоционально, дети выступают уже перед сверстниками и родителями. Именно поэтому родители любят такую форму работы с ними, как«Театральная пятница», где они могут порадоваться маленьким успехам своих детей.
Но грош цена всем успехам работы с детьми, если ты не сумеешь привить ему необходимых нравственных качеств. И тут совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту музыкального произведения, танца – таковы минимальные требования к себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и, конечно, внешний вид. Знаю, что ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но также легко потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. Поэтому в общении с детьми стараюсь быть приветливой, ровной, спокойной и справедливой в оценках. Да, работа с детьми – это всегда диалог, даже если твой ученик очень маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности и желания постигать тайны музыки зависит успех совместного труда.
Мечтаю о самых простых вещах: конечно, чтоб и развивающая среда была много лучше, и узкие специалисты были обязательно. Но самое главное, чтоб рядом с тобой были единомышленники, а не случайные люди. И тогда, действительно, мы сумеем «…ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой…»
Программа речевого и психомоторного развития детей
Приложение №1